Стажировка студентов
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

СТАЖИРОВКИ.jpg

Стажировка ООО "Лукойл-Инжиниринг"

 Hu6lwMx3fHk.jpg
 В июле-августе 6 студентам направлений подготовки «Геология» и «География» удалось поучаствовать в программе стажировок ООО «Лукойл-Инжиниринг». Нефтяная компания «Лукойл» не нуждается в специальном представлении. Это одна из крупнейших публичных вертикально интегрированных нефтегазовых корпораций в мире, на долю которой приходится более 2% мировой добычи нефти и около 1% доказанных запасов углеводородов. Стажировка проходила в местном филиале компании – ООО «ВолгоградНИПИморнефть», ведущем научном и проектном центре Южного федерального округа России. К слову сказать, Волгограду очень повезло с наличием такого мощного геологического центра, ведь у ООО «Лукойл-Инжиниринг» кроме Волгограда всего 2 филиала в стране – в Западной Сибири (г. Когалым) и на Урале (г. Пермь). За месяц практики наши студенты успели поработать почти во всех лабораториях института по 3-4 дня. Это дало возможность получить представление о камеральных геологических работах – описании керна скважин, подготовке образцов к рентгенофлуоресцентному анализу, минералогических и петрографических исследованиях горных пород, документации исследований. 

 EHUwBLx5UWE.jpg rNt_4cK7QAU.jpgvjmVQbGRRMU.jpg 
Организация подобных стажировок показывает, насколько остро стоит вопрос с обновлением кадров в сфере прикладной геологии. Крупные коммерческие компании вкладывают средства в подготовку своих будущих сотрудников. А для практикантов такая стажировка – хорошая возможность закрепится в организации и со временем стать высокооплачиваемым специалистом в компании мирового уровня. 

Выражаем благодарность руководителям стажировки и лично Смирнову Михаилу Викторовичу, начальнику отдела литологии, и надеемся на дальнейшее продуктивное сотрудничество Волгоградского государственного университета и нефтяной компании «Лукойл».


Научно-исследовательская экспедиция 2019

В последней декаде апреля студенты нашей кафедры Роман Омаров, Асель Бендергалиева (КГб-151), Виталий Кулагин (КГб-171) и Илья Кирьянов (Глб-181) приняли участие в научно-исследовательской экспедиции под руководством доцента кафедры С.С. Шинкаренко, организованной Федеральным научным центром агроэкологии Российской академии наук. Основной задачей экспедиции было изучение динамики грунтовых вод Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги", выполняемого ФНЦ агроэкологии. Грунтовые воды в пределах речных пойм залегают неглубоко и при подъеме уровня в период половодья могут взаимодействовать с минеральными удобрениями и ядохимикатами, внесенными в почву на полях. Главной задачей проекта является оценка рисков и масштабов распространения этих химических веществ потоками грунтовых вод.

 0s7UIKgNkkk.jpg 82tt9sIsRg0.jpg
 L-uW56_2WWI.jpg o_Yleokg2dg.jpg

Кроме основной задачи, в ходе экспедиции были определены спектрорадиометрические характеристики участков, подвергшихся ландшафтными пожарам. Полученные данные позволят более объективно интерпретировать космические снимки и детальнее оценивать масштабы и ущерб пожаров. Участники экспедиции посетили также Богдинско-Баскунчакский заповедник, где оценили состояние древесных насаждений кластера «Зеленый Сад» - уникального памятника степного лесоразведения. В процессе экспедиции участники посетили ряд интереснейших географических объектов – циклопический Астраханский вододелитель, дельту Волги (самую многорукавную дельту в мире), массивы развеваемых песков – самые северные пустыни в Европе и солянокупольную возвышенность Большое Богдо на озере Баскунчак. 

 L0e69DYYPaY.jpg frFgqm7F-7w.jpg

Участие в экспедиции географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

  2-8 мая студенты нашей кафедры Станислав Федорчук (КГб-161), Артём Выприцкий, Александр Васильченко (Кгб-161) и Алексей Грицюк (КГб-161) в очередной раз приняли участие в экспедиции географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в Волгоградскую и Астраханскую области в целях подготовки разрезов Нижнего Поволжья для участников лёссового фестиваля. В рамках экспедиции проводилось изучение истории развития природной среды Прикаспийской низменности, исследование серии разрезов в долине Нижней Волги для понимания условий и причин катастрофических изменений уровня Каспийского моря (подъем с -150 до + 50м абс.). В ходе работы также было отобрано большое количество образцов для определения возраста различных пород.

 Wp7yVK3eFGw.jpg Uev5ulmFI1o.jpg
 RoRGa_JE450.jpg ME3qaZlGWwM.jpg


Ученые-географы исследуют уровень поверхностных загрязнений водоемов Волго-Ахтубинской поймы

lvQbn1GkAN0.jpg

  В последние дни апреля по Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги состоялась совместная экспедиция Федерального научного центра агроэкологии Российской академии наук и кафедры географии и картографии ВолГУ. Экспедиция была проведена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Разработка Концепции по снижению поступления загрязняющих веществ с естественных ландшафтов селитебных территорий, земель сельскохозяйственного значения, промышленных площадок предприятий, предприятий животноводческого комплекса, полигонов захоронений и свалок, объектов транспортной инфраструктуры» в рамках приоритетного проекта «Оздоровление Волги».

wxVfLikH5Ow.jpg

  В экспедиции приняли участие научный сотрудник ФНЦ агроэкологии РАН, доцент кафедры географии и картографии С.С. Шинкаренко, заведующий кафедрой географии и картографии Д.С. Солодовников, а также студенты ВолГУ направления подготовки "География" С. Истомин, Ю. Ларина, И. Жуков, Д. Мавлоназаров.

bdHKzjZdsRs.jpg

  На пилотных объектах поймы и дельты Волги проведены геодезические работы для корректировки моделей рельефа, получаемых по данным космического дистанционного зондирования. Также произведен отбор образцов почв, грунтовых и поверхностных вод. По материалам георадарной съемки определен уровень грунтовых вод в период пика половодья.

Yzc1rVzInsk.jpg

  Дальнейшая работа позволит определить уровень грунтовых вод в межень, что даст возможность оценки динамики уровней грунтовых вод и подземного стока. Глубина залегания грунтовых вод будет увязана с уровнем поверхностных вод, а впоследствии и с расходом на Волгоградском гидроузле. В результате будет получена модель поступления загрязняющих веществ с сельскохозяйственных земель волжской поймы и дельты в поверхностные водоемы.

ahXBwzWXABU.jpg


 Студенты участвуют в исследованиях по проекту "История развития природной среды Нижнего Поволжья в позднем плейстоцене и голоцене"

   С 15 по 16 апреля группа студентов нашей кафедры (Сергей Можегов, Максим Шайфуллин - Гб-161, Дмитрий Яичников , Станислав Федорчук - КГб-161) приняли участие в работе экспедиционного отряда Лаборатории новейших отложений и палеогеографии плейстоцена Географического факультета Московского государственного университета. Ребята поучаствовали в исследованиях по проекту "История развития природной среды Нижнего Поволжья в позднем плейстоцене и голоцене", который выполняется МГУ совместно с Институтами географии и почвоведения РАН, Институтом наук о Земле СПбГУ, Уппсальским Университетом (Швеция). Целью работ была расчистка геологических обнажений - опорных разрезов четвертичных отложений Северного Прикаспия и подготовка разрезов к отбору проб на термолюминисцентный анализ, позволяющий точно определить возраст пород. В конце апреля планируется продолжение работ в составе крупной экспедиции МГУ и Института географии РАН.

 ZqEBy0I8Ohg.jpg umy-mZFFl2A.jpg
 No90PY07q5I.jpg -qBJxFyH6_o.jpg


Участие в семинаре "Инструктор детско-юношеского туризма"

  Автор: Зеленская Ольга

 С 10 по 11 апреля 2017 г.  группа студентов нашей кафедры Алейникова Мария, Анучина Наталья, Дереза Данила и Зеленская Ольга во главе с заведующим кафедрой Солодовниковым Денисом Анатольевичем на базе Волгоградской станции детского и юношеского туризма и экскурсий приняли участие в семинаре "Инструктор детско-юношеского туризма". В рамках данного семинара участниками были прослушаны лекции по следующим темам:

Оказание первой доврачебной медицинской помощи;

Нормативно-правовые основы организации детско-юношеского туризма;

Основы походного питания.

1oFh99rupzY.jpg
 

 В ходе практических занятий участниками семинара была проделана работа по заполнению туристских маршрутных книжек и маршрутных листов, составление раскладки и меню продуктов питания на время всего похода. Также было проведено занятие по организации переправы через естественные преграды.
  В целом семинар прошел отлично, было получено много полезной информации и практических навыков. Это была лишь часть испытаний на пути получения звания "Инструктор детско-юношеского туризма". Теперь ребятам предстоит сводить группы детей в поход, написать отчет о прохождении похода и отчитаться о проделанной работе маршрутно-квалификационной комиссии.Желаем дальнейших успехов всем! И держим кулачки! А Дениса Анатольевича поздравляем с получением удостоверения инструктора дестко-юношеского туризма!

 


Студенты кафедры географии и картографии получили квалификацию инструкторов детско-юношеского туризма

  Студенты кафедры географии и картографии Татьяна Паулькина (гр. Гб-141), Павел Плющенко (Гм-151), Иван Кляич (КГб-141), Владислав Чеха (Гм-161)и выпускник кафедры географии картографии 2016 г. Роман Куропятников получили документы  инструкторов детско-юношеского туризма. Наличие этого удостоверения позволяет официально работать в сфере молодежного, студенческого и детско-юношеского туризма в качестве инструктора и гида. Также этот документ дает возможность официально работать в рамках образовательного проекта «Моя Россия», который осуществляется в  рамках Программы развития деятельности студенческих объединений Министерства образования и науки РФ.

 S0lG5bveeMo.jpg K_lMVGGEGzE.jpg

 Чтобы стать инструкторами студенты прошли три испытательных и образовательных этапа. В марте 2016 года на территории Волгоградской области при поддержке Благотворительного оздоровительного фонда «Клуб «Приключение» совместно Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения проходил первый этап школы-семинара по подготовке туристических кадров. Второй этап заключался в прохождении учебно-тренировочного похода на территории Мостовского района Краснодарского края. На третьем этапе каждый из участников в течение двух месяцев работал в качестве стажера-инструктора в детском лагере «Большое приключение».

 GTBbkkAHT7I.jpg OaP2D6C3yY4.jpg
 L-sKKNd9ZoU.jpg 5wlFBmym5sY.jpg

  - Все ребята на этапах школы-семинара показали высокий уровень подготовки и успешно сдали все экзамены и зачеты. Это было серьезное испытание для каждого участника, где каждый проверял себя на прочность, выносливость и способность работать в команде, - отметила ассистент кафедры географии и картографии Волгоградского государственного университета Диана Семенова.

   Получив удостоверения инструкторов детско-юношеского туризма, студенты ВолГУ продолжат работать в организации «Большое приключение», с которой уже созданы планы на туристический сезон 2017 года. Также некоторые студенты будут работать инструкторами на туристических проектах компании «Большой мир приключений».

Студенты ВолГУ получили квалификацию инструкторов детско-юношеского туризма.jpg


«Обучение через исследование»: студенты ВолГУ провели экспедицию по Волге

  Студенты кафедры географии и картографии Волгоградского государственного университета и кафедры природопользования Волжского гуманитарного института (филиала) ВолГУ приняли участие в учебно-исследовательской экспедиции «Волжский плавучий университет», которая прошла  по Волгоградскому водохранилищу и реке Волга.

8DYFA1Q16AI.jpg

  «Волжский плавучий университет» был создан в 1998 году, инициатором проведения экспедиций стал коллектив сотрудников Волжского гуманитарного института (филиала ВолГУ). Экспедиция проходила и проходит на специализированном научном судне «Шторм».

  В состав экспедиционной группы вошли: студенты кафедры географии и картографии ВолГУ В. Елистратов, С. Истомин, Я. Найчук, студенты кафедры экологии и природопользования ВГИ (Волжский филиал ВолГУ) Е. Назарова, Р. Иголкин, Н. Лысенко, А. Глухова, Д. Хантимирова, а также преподаватели Волжского гуманитарного института, руководитель экспедиции кандидат биологических наук доцент кафедры экологии и природопользования ВГИ Анна Игоревна Кочеткова, кандидат географических наук, доцент кафедры экологии и природопользования ВГИ Олег Васильевич Филиппов, ассистент кафедры экологии и природопользования ВолГУ Мария Сергеевна Баранова.

   Главным принципом «Волжского плавучего университета» стал девиз команды известного французского океанолога Жака-Ива Кусто – «Обучение через исследование». В ходе экспедиций реализовывались как стандартные программы экологического мониторинга, так и оригинальные инициативные научные исследования. Во время полевых наблюдений студенты-естественники обучаются особенностям полевой работы. В ходе экспедиции молодые исследователи получают необходимые навыки и умения по гидрометеорологическим наблюдениям, геодезическим съемкам, морфометрическим и батиметрическим измерениям, гидрохимическому анализу и гидроботаническим описаниям.

 9Try89-PZGs.jpg d_YBIWZFc6c.jpg
 JJYw8EyjN0k.jpg pEBqk0SHSkU.jpg

  За минувшие годы накоплен богатый опыт организации экспедиций и полевых научных исследований. «Волжский плавучий университет» превратился в настоящую плавучую лабораторию, оснащенную первоклассным оборудованием, компьютерной техникой и средствами передвижения по воде.

  Объектом полевых исследований стали акватория Волгоградского водохранилища и реки Волги, устьевые участки притоков, заливы, испытывающие негативное воздействие вследствие процессов природно-антропогенного характера. В их числе: деформация и разрушение берегов водохранилища и связанный с ней вдольбереговой транспорт донных наносов; зарастание мелководий, заливов и проток высшей водной растительностью, препятствующее водообмену и способствующее заилению дна. Все эти явления негативно сказываются на состоянии естественных нерестилищ, что, в свою очередь, актуализирует необходимость решения задач мелиорации, охраны и воспроизводства рыбных ресурсов.

lK1W3FKRMXU.jpg

  - За время нашей экспедиции студенты получили хорошие практические навыки и приятные впечатления. Команде исследователей не помешали ни погодные условия, ни еще какие- либо факторы проводить свои исследования. И, пожалуй, самый главный результат экспедиции в том, что студенты научились пользоваться приборами, и стали, в итоге, настоящими практиками. Также стоит отметить, что экспедиция имеет важное региональное значение. Все материалы исследования уже переданы в Волгоградский центр гидрометеорологии и мониторинга, и все исследования экспедиционной группы будут включены в мониторинговую программу.- рассказала руководитель экспедиции «Волжский плавучий университет», кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и природопользования Анна Игоревна Кочеткова.

TBosa7pw9dI.jpg

В 2016 году плавучий университет впервые будет дополнен наземными экспедиционными отрядами, которые продолжат исследования прибрежной зоны Волгоградского водохранилища в начале октября. Один из отрядов займется исследованием современных движений земной коры на периферии водохранилища, второй проведет мониторинг птиц, уязвимых по отношению к линиям электропередач.

Организаторы «Волжского плавучего университета - 2016» выражают благодарность ректору Волгоградского государственного университета Василию Валерьевичу Тараканову и Волгоградскому центру по гидрометеорологии и мониторингу среды за неоценимую помощь в организации экспедиции.



Студенты кафедры географии и картографии проходят практики-стажировки в рамках сотрудничества Here Maps - ВолГУ

MtVX5rHKqKo.jpg

  В течение года студенты ВолГУ принимали непосредственное участие в реальном проекте компании, а именно обновление дорожной карты Волгоградской области. По итогам участия в проекте, самые активные студенты были приглашены в компанию для прохождения летней практики-стажировки и участия в экспедиции по Волго-Ахтубинской пойме, а также обновления информации в г. Астрахань и Элиста. Летняя практика проходила в два этапа.

  Первый этап: руководители вместе со студентами объехали почти 300 км Волго-Ахтубинской поймы. Волго-Ахтубинская пойма, это территория Биосферного заповедника. Отдыхать и рыбачить в эти места приезжают туристы не только из Волгоградской области, но и из центральных регионов нашей страны. Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» расположен в северной части Волго-Ахтубинской поймы – одной из крупнейших в мире речных долин, образованной рекой Волгой и ее большим рукавом Ахтубой, на территории трех муниципальных районов Волгоградской области. Многие растения и животные поймы занесены в Красную книгу. Активно строится дорожное направление г. Волгоград-Волжский-Астрахань, что делает эту территорию еще более перспективной туристической зоной.

HIH6eEVka8U.jpg

  Работы по актуализации данных карт HERE заняли полных 2 дня. Ребята сами добавили и обновили 100 точек интереса, 30 из которых базы отдыха, места отдыха, санатории и даже детские лагеря. Так же были добавлены такие объекты, как бассейны на территории турбаз, пляжи, конюшни, парки, прокат велосипедов, для велопрогулок по пойме, контактная информация и т.д. Ребята научились работать с настоящим оборудованием для картографических работ и получили массу положительных эмоции.

5LfBzUeKpCg.jpg

  Второй этап: Студенты были разделены на 2 команды. Первая группа ребят участвовала в экспедиции, где получили опыт работы с навигационным оборудованием и самостоятельного сбора данных в поле, вторая проходила практику в г. Волгограде, занимались созданием поэтажной навигации в зданиях и созданием трехмерных моделей значимых зданий в г. Волгограде.

LiTCwylrVjE.jpg

  В результате практики была проделана работа:
-создание поэтажной навигации в г. Волгограде и Волжском;
-создание 3D моделей зданий в г. Волгограде;
-создание картографической основы крупного туристического кластера "Волго-Ахтубинской поймы;
-обновление точек интереса в г. Элиста;
-обновление точек интереса в г. Астрахань.
  Все студенты были награждены сертификатами участников и получили приятные подарки!

ilmhYLnqXIY.jpg



Камчатская экспедиция

Автор: Валерия Елистратова (Гб-131)

  С 11 по 24 августа 2016 года в рамках сотрудничества кафедры географии и картографии Волгоградского государственного университета с кафедрой гидрологии суши Московского государственного университета состоялась экспедиция на Камчатку, в которой приняли участие: к.г.н. Солодовников  Д. А., к.г.н. Чалов С.Р., к.г.н. Терский П.Н., Школьный Д.И., аспирант 1 курса кафедры гидрологии суши Цыплёнков Анатолий, магистр 1 курса Ефимов Василий, студентка 4 курса кафедры географии и картографии Елистратова Валерия, студенты 2 курса кафедры гидрологии суши Ломов Виктор и Льюмменс Лео. В ходе экспедиции были проведены исследования русловых процессов сухой реки Кабеку, протекающей по лахаровой долине у подножья действующего вулкана Шивелуч.

Вулкан Шивелуч.jpg
Лахаровая долина у подножья действующего вулкана Шивелуч

  Целью проведения работ было изучение гидрологических и геоморфологических факторов, определяющих трансформацию стока реки, формирование современного аллювиального рельефа, определение водного режима реки, стока воды и наносов, а также его изменений по всей длине долины.

  Наш самолёт прибыл в аэропорт Елизово ранним утром 11 августа. Почти все члены экспедиции добирались до Камчатки разными рейсами, и мы были последними, кого дожидалась остальная часть команды. После нелёгкого девятичасового перелёта впереди нас ожидало еще 12 часов дороги до первой остановки  – посёлка Ключи, Усть-Камчатского района. За пределами города нашему взору открылась «настоящая» Камчатка – край природных контрастов, чередующихся долин, низменностей и, конечно же, гор. Высокие вершины вулканов сменяли друг друга, растянувшись длинной цепью, по обе стороны от нас, через весь полуостров. Поспать в пути совершенно не удалось, потому что невозможно было оторвать взгляд от разнообразия ландшафтов, пробегающих за окном: большое количество рек, озер, термальных источников и, возвышающихся над всем этим, величественных гор с мощными белыми шапками снега.

  К месту назначения мы прибыли  уже поздно ночью. Для ночлега нам выделили на чердаке вулканологической станции небольшую комнату с железными кроватями, где мы уставшие, но довольные и переполненные эмоциями от первого знакомства с уникальностью Камчатки, провалились в глубокий сон.

 На следующий день, рано утром, наша команда собиралась покинуть первый пункт прибытия и отправится непосредственно к месту исследования, но нас ожидал неприятный сюрприз, который заставил несколько раз изменить планы. Так как лето на Камчатке довольно прохладное и влажное, то сильные проливные дожди там совсем не редкость, а скорее, наоборот,  привычное явление. Однако нашей экспедиции это было совсем не на руку, ведь дороги, по которым мы собирались двигаться  часто размывает так, что пробираться по ним на автомобилях становится просто невозможно.

 После нескольких часов ожидания, корректировки маршрута, долгих поисков людей и транспорта, нам всё-таки улыбнулась удача. И вот, наконец, загрузив наш огромный багаж в 2 машины, мы уже держали прямой курс к подножью вулкана Шивелуч.

Вулкан Шивелуч 2.jpg

Подножие вулкана Шивелуч   

Место для остановки нашлось очень быстро: довольно свободное, но скрытое, за изогнутыми деревьями пространство среди леса из березы и лиственницы, вместило в себя наш лагерь на последующие 2 недели.

  Каждый день был расписан по часам. Несмотря на окружающую нас красоту, которая приводила в восхищение, заставляя невольно остановиться во время пути, засмотревшись на величественно и молчаливо поднимающийся более чем на 3000 м вулкан, задуматься о чем-то своём и простоять в таком положении неопределенное количество времени, никому не приходилось оставаться без дела. Работа всегда была на первом месте. Еще с вечера, за ужином, мы обговаривали план действий на весь следующий день.

  Объектом нашего исследования была сухая река Кабеку, протекающая по долине, заполненной мощной толщей вулканических песков. Такие долины называют лахаровыми. По длине долины было разбито несколько гидрологических створов, на которых постоянно проводились наблюдения. Каждые 2 часа, с 8 утра до 8 вечера, кто-то из членов экспедиции ходил к створам и проводил основные гидрологические измерения: скорость потока, мутность воды, ее уровень, отбор проб для гидрохимического анализа. Наша работа включала в себя также описание почвенных разрезов, ландшафтных площадок, нивелирование долины по всей ее длине, зондирование георадаром глубины залегания грунтовых вод. За время исследования 2 раза проводились суточные измерения показателей, в которых была задействована вся команда. Часть людей оставалась дежурить в течение суток у нижних створов, остальные уходили на целую ночь к верхним. Во время одного из таких дежурств, ранним утром, когда на долину только начал опускаться рассвет, мы услышали громкий звук, похожий на взрыв, и только спустя какое-то время, среди густого тумана, застилающего вид на вулкан, мы увидели коричневое облако вулканического пепла, исходящего из жерла Шивелуча.

  После тяжелого рабочего дня наши вечера проходили за приятными беседами у костра. Каждый делился своими впечатлениями, обсуждались планы дальнейших работ, подводились итоги исследований. И, конечно же, были песни под гитару, которые уже давно стали традицией для всех людей в полевых экспедициях.

   В последний день нашего пребывания на месте лагеря, мы совершенно случайно стали свидетелями поистине захватывающего зрелища – извержения Ключевской Сопки. Ярко-красная полоса лавы стекала по склону вулкана, заставляя нас замирать, неотрывно наблюдая за ней и жалеть или радоваться тому, что мы не находимся ближе.

Извержение вулкана Ключевской (Ключевская Сопка).jpg
Извержение вулкана Ключевская сопка

 Перед вылетом в Москву у нас оставалось несколько часов свободного времени, которые мы провели, гуляя по Петропавловску-Камчатскому, покупали сувениры в память об этой прекрасной поездке, а также не могли не попробовать настоящей красной икры и камчатской рыбы.


 Две недели нашей экспедиции пронеслись очень быстро. За работой мы не заметили, как пришла пора уезжать домой. Мы собрали огромное количество информации, которую теперь необходимо обработать, проанализировать, задействовать в своих статьях, дипломах, научных работах. Конечно, уезжать было очень грустно, однако надежда на то, чтобы еще не один раз туда вернуться по-прежнему осталась.

Экспедиция на Камчатку.jpg




II этап школы-семинара по подготовке туристических кадров

29 апреля 2016 г. наши студенты в составе: Татьяна Паулькина (Гб-141), Владислав Чеха (Гб-121), Павел Плющенко (Гм-151), Галина Никифорова (Гб-131), Иван Кляич (КГб-141), Роман Куропятников (Гб-121) вернулись со II этапа школы-семинара по подготовке туристических кадров, а именно с учебно-тренировочного похода, который проводился в Мостовском районе Краснодарского края (18.04.16-28.04.16). Это было серьезное испытание для наших ребят, где каждый проверял себя на прочность, высносливость и способность применить те знания, умения и навыки, которые они приобрели во время проведения I этапа с 4 по 13 марта 2016 г. О том, как прошел II этап мы узнаем из уст самих участников похода, которые поделятся с нами своими переполняющими эмоциями и впечатлениями!

Татьяна Паулькина, Гб-141: Прошло больше месяца после 1 этапа школы-семинара по подготовке туристических кадров. Время летит так стремительно, что я даже не заметила, как студенты из ГИКОНа и еще ребята с других городов нашей необъятной страны, которые за небольшой промежуток времени успели стать друзьями, встретились на ст. Армавир-1-Ростовский. Команды «Кифир», «Ядро подсолнечника», «Красный Рододендрон» и моя любимая «Северная Сторона» снова были в сборе для того, чтобы отправиться в «Большое приключение» - в прямом и переносном смысле слова! Если быть точным, то все мы собрались в учебно-тренировочный поход 2 категории сложности. Это и был 2 этап школы-семинара инструкторов детского-юношеского туризма. Путешествие наше началось со знакомства с базовым лагерем в Моставский районе Краснодарского края, в непосредственной близости от Кавказского заповедника. Уже тогда я поняла, что нас всех ждет что-то невероятное! Местные пейзажи впечатляли и впечатляют нетронутым величием, поэтому первый день мы просто ходили и любовались окрестностями. Со второго дня команды стали плодотворно готовиться к походу, начиная с распределения обязанностей в группе и раскладки продуктов, заканчивая тренировочными занятиями. На обучении опытные инструкторы рассказали, как правильно ставить палатку, разжигать костер, пилить и колоть дрова, натягивать тент, работать с альпенштоком, как освоить технику прохождения навесной переправы и «подъем, траверс, спуск» по склону на веревке. Все это мы опробовали на себе, и многие из нас уже имели дело со всем этим на практике. Так подобными занятиями нам показали, как должны будущие инструктора обучить в дальнейшем детей, ведь обучение проходит на личном примере.

Таня Паулькина.jpg

А 20 апреля все четыре команды отправились в путь по своим маршрутам, покорять предгорья Кавказа. Цели и задачи стояли перед нами сложные, с которыми необходимо было справиться. Нас ждали впереди семь тяжелых, незабываемых и увлекательных дней. Нам предстояло пройти больше 100 км вне цивилизации с большими рюкзаками.

Первый походный день был далеко не сладким: жуткая жара, постоянная потребность в питье, тяжелый рюкзак и стоптанные пятки давали о себе знать, а в голове крутилась туристическая песня «мама, я хочу домой». Придя к вечеру на место ночевки, у меня почему-то открылось второе дыхание, казалось, что можно поужинать и идти дальше в бой. Но силы надо было беречь и восстанавливать. Так прошел мой первый переломный день. Он был трудным, а от трудностей тоже остаются впечатления! Ну а, после погода нас не баловала. Утро следующего дня было дождливым, а на десерт нас ждал снег. Наше сознание адаптировалось к происходящему, поэтому отчаянных ребят уже ничего не могло испугать. Тем более самое трудное оставалось позади, а приятное впереди!

Мы продолжали монотонно и динамично вышагивать свой маршрут, преодолевать препятствия, претерпевать сильную нагрузку (особенно на подъемах) и оставаться наедине со своими мыслями. В общем, наслаждались жизнью каждый час, каждую минуту и секунду. Самым ярким событием стало восхождение на гору Большой Тхач, высота которой 2386м. Когда ты поднимаешься на самый вверх – запыхавшийся и уставший - все это забывается в один миг, ведь перед тобой раскрывается бескрайние просторы, долина, горы, деревья…Непередаваемые ощущения! Каждый день в предгорьях Кавказа был необычным во всех планах. Скучать не приходилось: учили вязать узлы, международные сигналы бедствия, траверсировать склоны, форсировать горные речки, а также проводили спас работы: теряли в лесу человека и спросонья ночью за 20 минут собирали лагерь. Конечно, ЧС были смоделированы, но так нас обучали действиям в экстремальных ситуациях.

Вернулись из похода загорелые, довольные и счастливые. Безусловно, набравшись бесценного опыта. Ну а после, сдав зачеты мы укатили восвояси. Теперь ждем результатов, и я надеюсь, что они будут только положительными! Все ребята молодцы и достойны пройти в 3-й этап!

Владислав Чеха, Гб-121: Привет всем! Мы вернулись с Краснодарского края, мы живы и здоровы... ну или почти! =) Главное, что мы бодры, веселы, и привезли кучу впечатлений, коими и хотим поделиться с вами, мои дорогие друзья!

Влад Чеха.jpg 

Есть такие вещи, которые откладываются в голове, врезаются в кору мозга до конца дней, чтобы потом рассказывать о них внукам и правнукам. И я уверен, с вероятностью в 97%, этот поход таким явлением и будет. Итак, данное приключение началось с того, что нам сообщили, что мы прошли во второй этап школы-семинара. И вот тогда началось самое интересное, беготня по городу, оформление медкнижек и всевозможных справок, покупка необходимой снаряги, и занимание у друзей того, на что жаба задушила потратить деньги. И вот 18 апреля в полвосьмого утра мы –Я, Таня и Пашка – прибыли в Армавир (с остальными ребятами мы встретились на месте). И так как до автобуса в лагерь было ещё уйма времени, мы решили изучить город. Я не буду рассказывать, какой чистый и красивый это городок (съездите и сами узнаете). И вот ровно в полдень, мы загрузились в комфортабельные автобусы газель и направились в сторону лагеря. Первый день нам отвели для изучения лагеря и его структуры, и для отдыха. А на следующий день веселье началось по полной программе. Мы вовсю готовились к походу, собирали раскладку продуктов, сортировали личные вещи, которые нам были бы необходимы в походе, а какие мы бы оставили в лагере, разбирали по рюкзакам общественное снаряжение. Так же нам провели несколько полезных занятий. И основной задачей этих занятий было не научить нас (хотя для многих это было ново), а показать нам, будущим инструкторам, как мы должны проводить данные занятия летом для детей.

Ну, вот и наступил день выхода в долгожданный поход, а значит на календаре 20 апреля, и в дальнейшем нам предстояло 7 дней, и 100 с лишним километров спусков, подъемов и траверсов. Первые пару дней были, наверное, самыми сложными. Пейзажи, откровенно говоря, не баловали красотой, и если в первый день выручала хорошая погода, то проснувшись на следующее утро, мы обнаружили, что нас конкретно заливает дождь, а в середине дня, он сменился на снег, и все как-то сразу приуныли, лично для меня второй день похода был самым сложным. Но на следующее утро нас за эти пережитые испытания ожидала награда, только выйдя из лагеря, мы сразу увидели невероятной красоты горы и леса лежащие у их подножья. Красота, от которой захватывает дух, которая даёт тебе силы идти дальше, ведь ты знаешь, что за тем холмом пейзаж будет ещё прекраснее. И на протяжении всего оставшегося похода эта красота преследовала нас. И невозможно описать словами, какое чувство ты испытываешь, покорив вершину, огромное моральное удовлетворение, чувство собственной крутости, гордость за самого себя. Схожее чувство я испытывал впервые сев за руль собственного автомобиля. И оно вызывает жесткое привыкание, хочется лезть все вверх и вверх и покорять ещё больше вершин.

Влад Чеха_.jpg

За время этого похода с нами случалось многое: снега, дожди, крутые подъемы, и не менее крутые спуски. Нас обучили вязать узлы, разжигать костры в сырую погоду, готовить различные вкусняхи в походных условиях, вязать носилки, искать пропавших и транспортировать пострадавших, ходить с альпенштоком (оказался крайне полезен в горах), эвакуировать лагерь в экстренных ситуациях в максимально короткое время. А самое главное уметь ставить интересы своей команды выше своих. В таких походах, кто-то раскрывает в себе что-то новое, кто-то развивает уже открытое, а кто-то понимает, что это не его. Я несказанно рад, что участвовал в этом походе, в нём я узнал много нового, познакомился с прекрасными людьми, получил кучу эмоций и впечатлений, и конечно же, бесценный опыт. И так как уже огласили результаты, я поздравляю ребят, что все мы прошли в третий этап! А это значит, ещё больше эмоций, маршрутов и больших приключений. Мы все красавчики!

Галина Никифорова, Гб-131: Завершился второй этап школы-семинара по подготовке туристских кадров, он же учебно-тренировочный поход, который проходил на территории Краснодарского края. В ходе УТП будущие инструкторы отрабатывали навыки туристической подготовки, проведение поисково- спасательных работ, которые зачастую из постановочных превращались в самые настоящие, и т.д. Важной частью семинара, по-прежнему, оставался и психолого-педагогический блок, каждому участнику было предложено провести конкретное мероприятие по работе с детьми: тематическая беседа, игра и пр. Учиться, осваивать что-то новое всегда не просто (хотя и безумно интересно), а в данном УТП дополнительный «отягощающим» фактором явилась переменчивая погода Западного Кавказа, которая каждый новый день вносила свою лепту в поход. Конечно, большинство дней, проведенных в горах радовали всех хорошей, солнечной погодой и ясным небом, но все же были дни, когда температура опускалась ниже нуля, дождь сменялся снегопадом, а сильный шквалистый ветер, буквально сбивавший с ног участников похода, уносил с собой мысли о домашнем уюте и комфортной тишине.

Галя Никифорова.jpg

Однако стоит сказать, что немое великолепие гор, те потрясающие сознание пейзажи, трогательные посиделки у костра за вечерним чаем, и, безусловно, замечательные ребята из команд затмевали неприятности с дождливой погодой, неожиданные «сюрпризы» от инструкторов, в виде ночных эвакуаций, поисков человека и пропажей канов, ежедневные физические нагрузки. Дальше нас ждет самый ответственный этап – стажировка в качестве инструктора, поэтому желаю всем ребятам легких рюкзаков и доброй дороги!

Дмитрий Сорокопудов, Эфк-131: Все было здорово, нас научили выживать в любых условиях, оставаться хладнокровными даже в самых экстренных ситуациях. Теперь я могу спать, подвешенным на веревках, развести костер с одной спички даже в сильный дождь и не замерзнуть в мороз. Впервые в жизни я увидел наш прекрасный Кавказ, и это словами описать очень трудно, когда перед тобой открывается вид на весь мир! Покорил первую в своей жизни вершину – Большой Тхач высотой 2368 м, что незабываемо, когда ты уже на пределе сил проходишь последние метры, и вот он заветный триангулятор! Также довелось искупаться в ледяных горных реках, увидеть сорокометровые пихты, снежные склоны, и небольшую лавину; редких животных: зубры серны косули, натыкались на следы медведя и рыси, которых тоже очень хотелось бы увидеть. 

Дима Сорокопудов.jpg


Участие студентов кафедры географии и картографии в школе-семинаре по подготовке туристических кадров

 
С 4 по 13 марта 2016 г. на территории Волгоградской области при поддержке Благотворительного оздоровительного фонда «Клуб «Приключение» совместно с ФГБОУ ДОД  «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» прошел I этап школы-семинара по подготовке туристических кадров.

Среди наших студентов в школе-семинаре приняли участие: Татьяна Паулькина (Гб-141), Владислав Чеха (Гб-121), Павел Плющенко (Гм-151), Роман Куропятников (Гб-121), Галина Никифорова (Гб-131), Анастасия Буянова (Гб-141), Иван Кляич (КГб-141).
Наши участники поделились впечатлениями о том как прошел I этап школы-семинара.

Галина Никифорова, Гб-131 «Десять дней, проведенные на семинаре, были невероятно насыщенными и безумно интересными, а сделали их такими организаторы – профессиональные инструкторы, психологи и педагоги, администраторы и, конечно же, сами участники. Режим работы был насыщенным и содержательным, действительно, не было ни одной свободной минутки ни на отдых, ни на осознание происходящего.

«Рабочий день» был наполнен лекциями психолого-педагогической направленности (возрастная психология, конфликтология, особенности работы с детьми с особыми потребностями и пр.), занятиями по туристской подготовке (ориентирование на местности, снаряжение и др.), большое внимание уделялось навыкам обеспечения безопасности и управления рисками в походе, оказанию первой доврачебной помощи. Для всех нас было неожиданным и интересным проведение, не только теоретических, но практических занятий, проходивших в весьма необычной форме. Это прекрасная возможность применить полученные знания, оценить себя и свою готовность к работе в данной сфере, а также это дало более четкое и ясное представление о работе инструктора и педагога.

Захватывающими были и вечерние мероприятия, организаторами которых довелось быть и участникам семинара. Как оказалось, сделать это было непросто, по различным причинам: катастрофическая нехватка времени, необходимость работы в команде или вовсе отсутствие у многих такого опыта. Однако, набивая шишки, все команды достойно справлялись с заданиями и были оценены руководством. 

Здорово, что нам довелось быть участниками этого проекта! Всем удачи, встретимся в походе!»

x5gCCP23Ub8.jpg IN22NQk7BnY.jpg

Татьяна Паулькина, Гб-141 «Я долго думала поначалу, перед тем как отправить заявку на школу-семинар, но у меня был уговор с одним человеком и с моей совестью, перед которой обязалась выполнить обещание. Поэтому в назначенное время я и Настя стояли на пороге ДОЛ «Орленок». Обычно неизвестность пугает меня, в моей голове не перестают угасать вопросы «А что там будет? С какими людьми придется общаться? Как все будет происходить?» и т.д., но не в этот раз – я не была одна, рядом находились ребята с нашей кафедры и это успокаивало.

К моему удивлению нас поделили на команды, и все происходило в духе детского лагеря, в котором я ни разу не была. Только у нас было намного жестче. Так всех нас подготавливали и показывали нам, как будет все происходить в самом лагере «Большое Приключение». Признаюсь, хотелось сбежать еще в первый день нашего приезда! Наши дни начинались с пробежки, плавно переходящей в зарядку и до самого отбоя и после него свободного времени практически не было. Мы постоянно были чем-то заняты: теория, практика, творческие задания – все это было одним из главных составляющих программы. Но сейчас спроси меня «расскажи поподробнее чем?» - я так и не вспомню потому, что уж слишком много всего произошло! На теории я спала с открытыми глазами, и именно в эти моменты я считала, сколько дней прошло и сколько осталось. Недосып сильно сказывался на мне. И в некоторых моментах что-то у меня не получалось, но наша команда «Северная сторона» всячески меня поддерживала. В общем, всегда чувствовался командный дух.

Самым запоминающимся событием стала практика! Только на практике мы смогли прочувствовать, то с чем нам придется работать в будущем (если придется только). Но все же временами мы расслаблялись на вечерних мероприятиях – танцульки разряжали обстановку, а иногда даже наша команда сама снимала эмоциональное напряжение. Несмотря на то, что было тяжело, остались только положительные и приятные эмоции и, конечно же, бесценный опыт!»

_sC3AeIQiqY.jpg  LNEapVTM5pE.jpg

Влад Чеха, Гб-121 «Отправляясь туда, я не имел ни малейшего представления, что же мы там будем делать. Я почему-то думал, что будут ребята только из Волгоградской области, и удивился, что народ съехался почти со всей России. Также я думал, что будут только студенты, но нет, было много ребят, которым было под 30, а самому старшему участнику было за 50. Теперь о самом семинаре. Для меня формат таких мероприятий был нов, я никогда не бывал на подобных семинарах, да что уж говорить, я даже в детстве в лагери не ездил. Нас сразу же поделили на команды. Возможно для того, чтобы придать некую атмосферу соревнования, а может быть, чтобы легче было преподносить материал. Распорядок дня на семинаре был просто бешенный, свободного времени было чуть меньше, чем совсем. Иногда времени не было даже на сон, не то чтобы позвонить домой, или почитать книжку после обеда. Каждый день начинался с зарядки, потом завтрак, и уже потом с перерывами на обед и ужин, начинались занятия, которые продолжались, когда до 8, а когда и до 10 вечера. Первые пару дней было очень сложно, но после организм подстроился под режим, и стало немного легче. Хорошо, что и в команде из ГиКОНа, я был не один. Был бы один, было бы ещё сложнее, а так мы с Таней на протяжении всего семинара поддерживали друг друга, как могли, и не давали пасть духом. Да и вся команда состояла сплошь из отличных ребят, которые не давали унывать. Ну вот, нас начали готовить к тому, что может нас ожидать в лагере. Информации было много, очень много, крайне много. Но благодаря инструкторам, профессионалам своего дела, и большому количеству практических занятий, вся она усваивалась легко и без затруднений. Мы усвоили курсы педагогики, психологии, первой доврачебной помощи, ориентирования, радиоориентирования, дактилологии, техники туризма  и многого другого. Также, каждой команде давали задание, подготовить вечернее развлекательное мероприятие, с перспективой проведения его в лагере. 
В конце хочется сказать, несмотря на то, что семинар был достаточно сложным, в памяти он отложился большим и ярким положительным моментом, который я буду вспоминать с теплом и радостью. И я надеюсь, что все ребята с кафедры пройдут на следующие этапы, и мы им там покажем, что такое настоящий ГИКОООООН!»

mN3o2Vk9Pzg.jpg nTcvou4ox9M.jpg

Иван Кляич, КГб-141 «Подготовить за 10 дней ответственных специалистов по работе с детьми – невероятно сложная задача. И усложняется она тяжелыми походными условиями. Но за это время мы получили ценные навыки в области топографии и ориентирования, радиосвязи, спутниковой навигации, детской психологии, конфликтологии и педагогики, сурдоязыку, безопасности группы и оказанию первой помощи в экстремальных условиях. В конце каждого блока нас ждал зачет по пройденному материалу. Один раз нас даже подняли в 2 часа ночи для сдачи экзамена по топографии. Дети – существа особо социальные, поэтому много времени было уделено командообразованию. Нас разделили на 4 группы и в течение всего семинара мы чувствовали себя в роли команд, которыми мы должны будем руководить. Было довольно сложно, но наши инструкторы научили нас справляться с проблемами играючи».

yel26rXl1-g.jpg  xwk412alok8.jpg

Анастасия Буянова, Гб-141 «Все десять дней свободное время было только с 23-00 до 8-00, но даже этим временем пришлось жертвовать, т.к. нам надо было составлять мероприятие на 1,5 часа и другие выступления (бывало так, что за 10 минут мы могли спланировать и отрепетировать сценку, если нам давали очень мало времени). Нас поделили на 4 команды: 1 команда «Ядро подсолнечника» или просто Желтая команда (в которой была я с Кляич Иваном), 2-я команда синих –«Северная сторона» (Таня Паулькина, Влад Чеха), 3-я команда зеленых – «Кифир» (так и пишется через «и», Паша Плющенко) и 4 команда красных – «Красный рододендрон» (Рома Куропятников). Все мы ходили на лекции по своим группам. Прошли курсы по оказанию первой помощи, спортивному ориентированию, ориентированию по рации, языку жестов, конфликтологии, игры с детьми, тест Купера, технике спортивного туризма, изучали Мостовской район в Краснодарском крае, исследовали маршруты по карте, по которым нам придется водить детей, ознакомились со спортивными картами и многое другое. Лекции шли с утра до вечера, иногда сменялись на 1,5 часа каким-либо мероприятием. Мы сдали все экзамены и зачеты по проведенным лекциям, нас будили в 3-00 ночи для сдачи экзамена по топографии, мы бегали от точки до точки по широкой местности за территорией лагеря (3,5 км по маршруту на карте) с помощью только компаса и карты, использовали рацию, чтобы научиться направлять своего партнера на отмеченные точки на карте и много всего другого.

Было трудно, тяжело, каждое утро хотелось либо умереть, либо все бросить и уйти, но мы дошли до конца! Но все равно сейчас, кажется, это было круто

Bjz3x_SEuMk.jpg  kcw4Uw69fsg.jpg

8mpAq5eB71o.jpg  9y840xAxWL4.jpg

BDh7qwKjuxI.jpg  UK4540v8H4g.jpg


S.T.A.L.K.E.R. или Пикник в Карельском лесу

Автор:Данила Дереза (Гб-131)

Было 30 декабря. Я лежал у себя в комнате и читал «Экспедиция “Кон-Тики”» Тура Хейердала. Поездка с «Коллекцией Приключений» в район Петрозаводска сорвалась. Штат инструкторов на программу «Сталкер» укомплектовали, поэтому Илья дал мне от-бой до лета. Илья Федотов.jpg

Федотов Илья – старинный друг Вишнякова Николая Владимировича, выживальщик со стажем. Он из тех, редко встречающихся в наши дни людей, кто может развести огонь двумя щепочками, прекрасно существовать на острове в Баренцевом море с минимумом снаряжения и обладающий другими впечатляющими обычного обывателя способностями. 

Я лежал и читал о плавании на бальсовом плоту, которым Тур Хейердал хотел показать учёному миру возможность пересечения индейцами Южной Америки Тихого океана и заселения ими Полинезии. Какие приключения ожидают меня в ближайший месяц! Раздался телефонный звонок.

- Здорово! Готов изменить свою жизнь прямо сейчас?

 Я без промедления ответил, что готов.

- Жизнь меняется к лучшему!

Дальше были хлопоты с покупкой в последние дни декабря. Руководитель программы Даша Столовицкая  ввела меня в курс дела, скинув документы по программе – описание программы «Сталкер», ориентировочное расписание, план-сетку и т.п.


Дарья Столовицкая.jpgСтоловицкая Дарья – сама о себе говорит: «Совершила почти невозможное, окончила ИстФак, освоила PR и совместила в работе». Руководитель и инструктор программы «Сталкер». 

Морозным вечером 2 января московский поезд понёс меня навстречу настоящему приключению. Утром 4 января в Петрозаводске встретился с участниками программы. Вместе отправились на турбазу «Конди», которой предстояло стать на 6 дней настоящим НИИ и обзавестись складом, лабораторией, баром и всем другими необходимыми помещениями, которые имеет каждый уважающий себя Научно-исследовательский институт. Пора сказать и несколько слов о докторе, а то не ровен час, обидится и не окажет мне первую помощь, попади я в одну из аномалий Зоны.

Двинских Марина – родом из Тюмени, там занималась лыжными гонками. По специальности врач психиатр. В НИИ МИВК играет. Нет, тут не совсем точно. И играет и является им по сути и призванию. Марина – доктор на программе. Тебе не спится, потому что в Зоне на тебя напал снорк, а ты еле ушёл от него? Или же ты ушиб палец или подвернул ногу? В любом случае тебе к Марине, только в зависимости от ситуации, как к игровому доктору или как к настоящему. В НИИ МИВК и в жизни, Марина – Доктор.

Марина Двинских.jpg

Через 50 минут автобус свернул с магистральной дороги, на просёлочную, ведущую вглубь леса. Из-за глубокого снега дальше проехать нельзя. Рюкзаки взвалили на плечи, махнули рукой водителям и зашагали по направлению к турбазе. Вот она, виднеется среди высоких сосен и елей.

 Турбаза Канди_1.jpg

Турбаза «Конди» - для нас переквалифицировавшаяся в НИИ МИВК на все 6 дней программы, с понедельника и до субботы.

Познакомившись с хозяйкой Татьяной, мы разместились по комнатам. Антоха и Гена, прибыли на день раньше нас и начали подготовку зоны аномалий и всего прочего к игре.

Геннадий Гулаков.jpgГулаков Геннадий – неунывающий хохмач-бородач, развеет любую затянувшуюся паузу и восстановит хрупкое равновесие силы в нашем нестабильном коллективе… Так, о чём это я? О том, что Гена большой любитель пошутить и всегда в тему. Родом из Костромы, там же и учился в университете, на факультете педагогики и психологии, который закончил по специальности Социальная педагогика. Он работает трудовиком в школе. Дети от него в восторге. В прошлом году он мастерил со школьниками королевский трон, в полном масштабе, для нужд Коллекции Приключений. И себе польза и детям приятно.






 Антон Пушков.jpgПушков Антон –прошёл службу на флоте, в морской пехоте. Знает всё о военном деле. Профи, что сказать. Хобби всей жизни – страйкбол. Обладатель костюма «Горка» с флисовой подкладкой. Уверен, вам такой не попадался. Мастер боя на ножах. И на настоящих и на игровых деревянных. Любитель присказски: «В танковой атаке, го-оря-ячо! А полковому писарю, так, ничо!» 









Лес Карелии.jpg   
      Лес Карелии_.jpg      

Зашёл за чёрно-жёлтую ленту и ты в Зоне. Там гляди в оба! А то ненароком попадёшь в аномалию, или снорк утащит в свою нору. 

Сделаем отступление и расскажем немного о концепции игровой программы «Сталкер» и её составляющих. За основу взята книга А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» и компьютерная игра «S.T.A.L.K.E.R.». Зона – это некое непонятное образование в нашем мире, отхватившее себе небольшой кусочек карельской земли, метров 100 на 300. В её пределах развиваются и пульсируют своеобразные искривления пространства, порождающие артефакты с различными свойствами – аномалии и живут снорки – слабоизученные порождения зоны. Зона имеет 3 сектора – зелёный, жёлтый и красный. В зелёном меньше всего аномалий и мутантов. Соответственно в жёлтом и красном их всё больше. В зелёном секторе аномалии снимают одну жизнь. У каждого участника их три. Потерял все три жизни, выходи с помощью чёрной дыры (безобидная аномалия, позволяющая переместиться по наиболее короткому пути к линии ограничения Зоны и выйти за её пределы) из Зоны. Попасть в неё снова сможешь только на следующий день. Соотвественно аномалии жёлтого сектора наносят урон в 2 жизни, а аномалии красного сектора сражают наповал. Инструктор-мастер, прикреплённый к каждой из пяти команд, бессмертен. Он может подсказывать участникам, как лучше поступить, куда пойти, но только изредка, и следит за соблюдениями правил игры детьми. Из оружия у сталкеров есть деревянные ножи, снорки тоже их носят, только у них ножички играют роль когтей. Если у любого из собратьев по походам в зону, вы можете выбить нож из рук и забрать его себе, то со снорком такой приём не пройдёт. Когти крепко сидят. В этот раз, от старой Зоны отпочковалась новая, «молодая». Её надобно уничтожить. Содружество из 5 стран, России, США, Германии, Англии и Японии, отправляет для этого в НИИ МИВК, специально построенный рядом с Зоной для её изучения и наблюдения за ней, команду из 20 сталкеров – проводников, ориентирующихся в запретной, малоизученной и опасной Зоне. Им нужно разведать территорию, изучить снорков, притащить в НИИ как можно больше артефактов, заложить в «молодой» Зоне заряды взрывчатки и с помощью пульта дистанционного управления взорвать новоявленную Зону Аномалий.

Самая часто встречаемая в зоне аномалия – жаровня. Это натянутая между деревьями с помощью тонкой капроновой нити хлопушка. Проморгал её, взорвалась она у тебя под ногами, минус жизнь или несколько, смотря в каком секторе Зоны ты в неё угодил. А если ещё и наступил в радиоактивные пятна, оставшиеся после срабатывания аномалии (конфетти), то прощайся с ещё одной жизнью. Процесс установки проходит так. Растягиваешь нужное количество нитки с катушки, не отрывая её, крепишь к свободному концу гвоздик и вколачиваешь его в ствол сосны, ели или пенёк у самой земли. Отматываешь нитки, чтоб хватило до другого дерева и срезаешь нитку. Привязываешь к ней хлопушку и тянешь её к стволу. Тут будь наготове! Чуть перетянешь, взорвётся. Не дотянешь, нитка не получит должного натяжения и зацепившийся за неё, обнаружит аномалию, до её срабатывания. Натянул, продел в петельку на другом конце хлопушки гвоздик и забил в дерево. Готово!

Сталкеры готовятся.JPG 

Сталкеры готовят себе снярягу, ведь завтра в Зону, надо быть во всеоружии.

Утром, 5 января, после завтрака все ребята в сопровождении Антона-Майора и меня, отправились на площадку за домом, чтобы обучиться мастерству фехтования на деревянных ножах. Это единственно орудие, которое спасёт тебя от снорка и поможет защиться от других сталкеров или напасть на них.

Сталкеры в лесу.jpg 

На вас напали? У вас один выход – защищаться и выйти победителем из схватки

После обеда у нас состоялся первый выход в Зону. Искали флешки, содержащие информацию, что делать дальше. Шли вместе с Дашей мастерами у команды России. Постигал правила с ходу. Не было времени разбираться, пришлось обучиться всему в короткий срок. 

Первый выход в Зону.jpg

Первый выход в Зону

Среда ознаменовалась важным событием! Вертолёты, летящие над Зоной, с грузом взрывчатки на борту, попали в воздушные завихрения над аномалиями и чуть не потерпели аварии. Им удалось сбросить груз на территорию Зоны и повернуть назад, пока мотор окончательно не заглох и винты не встали. Вертолётами были мы с Геной. Затащили в зону ящики, в двух из которых были допкостюмы и все элементы для создания взрывчатки, а третий был пуст, но при открывании крышки произошёл бы ба-бах! И конфити вокруг. Ловушка для невнимательных. Забили координаты расположения ящиков в GPS и передали по рации Даше. У всех команд были GPS-приёмники, с помощью которых им предстояло разыскать бесценный груз, имеющий первостепенное значение для выполнения миссии по уничтожению Зоны. Ящики разыскали, но снорки опередили сталкеров, ящики были у них и удалось отобрать лишь один.

Снорки в зоне.jpg

Снорки в Зоне

Снорки в зоне_.JPG

Ящик удалось добыть дорогой ценой. Два сталкера погибли в борьбе за бесценный груз

Вечером в НИИ царила Рождественская атмосфера. Я, взяв горсть сникерсов и марсов и изоленту, направился на второй этаж. Приклеил конфеты по всей гостиной. Сбегав на улицу в беседку, притащил кусок запрещающей ленты и перегородил ей лестничный проход, повесив табличку  с предупреждением, что Зона пробралась в НИИ и любая новоявленная вещь может быть аномалией. Речь шла о конфетах. Дети постепенно соибрались наверху и не решались трогать сладости, приклееные по стенам и над камином. Только после того, как я дал отбой, сказав, что это рождественская штука, они набросились на конфеты и быстро их умяли.

В предверии Рождества.jpg 

Камин в гостиной в преддверии Рождества

7 января к нам прибыл классный фотограф-репортажник Ордовский-Танаевский Илья. Качественных фотографий сразу стало больше. Для своих он Лео. Этакий молодой лев с копной светлых взлохмаченных волос. Так и кипит энергией.

Илья Ордовский-Танаевский.jpg 

Илья Ордовский-Танаевский

Вечером, в сгущающихся сумерках ребята выдвинулись в Зону. Они не подозревали, что поиски Золотого Шара и пульта дистанционного управления, нужного им для активации взрывных устройств лёгкими не будут. Золотой шар находился в блуждающем фиолетовом секторе Зоны, а пульт, выпавший из ящика в суматохе вчерашней битвы, болтался на шее подобравшего его снорка… Этим самым снорком был я. Поверх моей обычной одежды, на мне был надет белый маскхалат. Нижнюю часть лица закрывала маска с звериным оскалом, на глаза была надвинута страйкбольная маска, на шее болтался пульт дистанционного управления, а правая рука сжимала деревянный нож, ипровизированные когти. Я передвигался рывками, то бегом, то шагом, то взлетал из снега, то припадал к земле, часто сгорбившись, и представлял для многих детей страшное и ужасающее зрелище. Так я носился на пересечении зелёного и жёлтого секторов, пугая команду Японии и Германии, забредших сюда. А потом на дорожке столкнулся с командой Германии в полном составе. Капитаном у них Антон Бруснигин. Прозвище Акула.

Антон «Акула» Бруснигин.jpg 

Антон «Акула» Бруснигин

 - Ребята, снорк! Остановитесь, спокойно! Снорк, может тебе что-нибудь надо?

Снорки могут общаться, правда они понимают самые простые человеческие фразы и отвечть могут односложными кивками или махами головы в сторону, означающими «да» и «нет». Медленно, в сгорбившемся положении, бреду навстречу и киваю.

- Смотри, что у меня есть! – говорит Антон, выхватывая из сумки предмет голубого цвета и тычет им мне прямо в лицо.

Голос Ильи, идущего мастером с «немцами», раздаётся с конца колонны:

- Артефакт «Метеорит»! Снорк обездвижен неземной красотой вещицы на 15 мин.

Акула, подойдя сзади, благополучно оглушает меня рукояткой ножа. Мешком валюсь на снег. У сталкеров Германии спецзадание от Начальника НИИ – исследовать снорка, живого или мёртвого, не важно. Они переминаются с ноги на ногу и решают всё же брать меня живым. Для этого один из них становится в удобную позу и вытгивает руку с метеоритом по направлению к моему лицу, как только очнусь, так сразу и упрусь взглядом в артефакт и буду зачарован. Исследуй, не хочу. Акула сзади стоит на готове с ножом, чтобы убить меня, если поведу себя чересчур агрессивно. Надолого их не хватает. НГачинаются разговоры, смех, споры, как со мной лучше обойтись, вытащить меня за пределы Зоны и втащить на порог НИИ или исследовав, прямо здесь и бросить. За всем этим они забывают следить за моим пробужденим от оглушения. Илья наклонился ко мне: «Как я крикну, что 15 минут прошли, вскакивай и нападай на них, не дай им опомниться!» Я улыбаюсь и подмигиваю.

- 15 минут прошло!

Вскочив на ноги, размахиваю ножом. Сзади Акула оглушает меня рукояткой ножа. Совсем забыл про него. Падаю на снег. Ребята кричат на капитана, ты что наделал, мы же соибрались его зачаровать артефактом и подвергнуть исследованием, а ты его оглушил! Теперь ждать 15 минут пока он очухается! Смеюсь в маску. Они оттаскивают меня в Чёрную дыру. Но вот какое дело, снорки с помощью неё из Зоны в большой мир переместиться не могут. Акула решает отнять у меня все жизни. Спустя 10 ударов ножом я мёртв.

- И чего вы добились? – Смеётся Илья. - Мёртвый снорк в Чёрной дыре. Достать вы его оттуда не можете, т.к. зайдя внутрь, будете обязаны выйти из Зоны.

Ребяата удручены. Хоть пульт у меня с шеи сорвать успели. Илья подозвал меня к себе: «Снорк ты у нас сегодня один, но так как никто кроме этих 4 не знает, что ты мёртв, иди, изображай другого, сделай их пребывание в Зоне страшным и опасным!». Илюха, я  не подведу. Уже мчусь в сторону красного сектора.

В сгустившихся сумерках бродит в красном секторе, ища блуждающую фиолетовую зону с Золотым Шаром, «сборная солянка» - к команде Японии прибилась единственная уцелевшая россиянка, Ульяна.

- Глядите, снорк!

Крик и все они замирают. Ульяна лихорадочно рассказывает как я напал на них с Димой. Пытаются всучить мне щуп. С точки зрения снорка он красив. Хватаю его, кручу в руках, несоклкьо секунд наслаждаясь новой игрушкой и скрываюсь в лесу. Ребята переводят дух и топают дальше. Капитан команды Японии Антон «Хома» Лавреньтьев с напарником ушёл вперёд и попалтился за это. Стою прямо перед ним, выйдя из-за дерева.

- Ох, ты ж, снорк! Снорк, смотри-ка, у меня ещё один щуп есть. Хочешь, на, возьми?

Хватаю второй щуп и недолго думая выкидываю в лес оба. Взмах «когтями» перед лицом «Хомы» и он даёт от меня дёру, а с ним и вся команда. 

Антон «Хома» Лаврентьев.jpg

Минут 15 гоняюсь за ними по ельнику, то нагоняя, то отставая, выглядывая из-за деревьев, стряхивая снег с еловых лап на головы незадачливых сталкеров. Остановился, смотрю на них, наклоня голову. Ульяна и Антон обращаются ко мне:

- Снорк, не трогай нас, мы не желаем тебе зла, мы хотим, чтобы у тебя всё было хорошо, чтобы ты был счастлив! У тебя есть имя?

Чего только не придёт в голову детям из-за страха. Мотаю головой из стороны в сторону.

- А хочешь иметь имя? Хочешь, тебя будут звать Данила?

Вот догадливые, узнали-таки, что это я. Мотаю головой.

- Может быть Александр? Тоже не хочешь? А может быть. Может быть, тогда, Гриша! Тебя будут звать Григорий, согласен?

Почему бы нет, подумал я и кивком головы обеспечил существование среди ребят в последние дни программы легенды о странно приставучем, злобном и неуправляемом снорке по имени Гриша. В какой-то момент падаю плашмя на снег и маскахалат делает меня почти невидимым. Ребята в ужасе, только снорк был рядом и уже исчез. Еле удерживаю смех.

В конце концов мне это надоело и я плюхнулся в первую подвернушуюся ямку. Там и сидел, наблюдая как они ищут фиолетовую Зону, Золотой Шар, а потом пытаются выйти из Зоны через Чёрную дыру. Не нарушая законов жанра, выскакиваю из-за ёлок в тот самый момент, когда последний из команды успевает заскочить в аномалию-портал. Ребята рады до смерти, что «обвели меня вокруг носа».

- Всё, Гриша, ты не успел, мы уже несёмся через Чёрную дыру в наш мир! – кричат они мне.

Наклонил голову к одному, к другому плечу и скрылся в лесу.

Вечером, в баре «100 рентген» столы ломятся от обиля напитков – в самом разгаре конкурс коктейлей. Ребята с увлечением мешают сок с лимонадом, желе, закрепляют дольки лимона и апильсина на стакане, вставляют трубочки в получившиеся напитки. Пол залит сладкой и липкой жидкостью. Прилипают все, кто без обуви. Веселье закнчивается выбором победителей, а после всеобщей дегустацией получившихся коктейлей. 

Коктейли.JPG

Даже Человек-Паук мешает коктейли, а ты?

Какое число сегодня на дворе? 8 января… 8 января?! Да сегодня же финал игры. Логический конец близко. Совсем скоро «молодая» Зона будет уничтожена, Сталкеры выполнят задание, а правительства пяти ведущих  держав мира вздохнут с облегчением, угроза миновала. Вот как это было.

финальный бросок в Зону Аномалий..jpg 

Все готовы к финальному броску в Зону Аномалий

Мы шли в полной темноте по зелёному сектору Зоны. Я и 4 девочки, две из команды России, остальные из Японии. Мальчишки двух стран решили объединиться, а девочек, по их мнению толкьо мешающихся под ногами, решили сплотить в международную женскую российско-американскую сборную. По Курильскому вопросу никак догвориться не могту, хоть здесь получилось. Ульяна часто вспоминала Григория, который может выпрыгнуть прямо из ниоткуда в любую минуту и положить конец их сталкерским жизням. Настя связывалась по рации с мальчиками и остальными командами, пытаясь узнать, что там вторится в глубине Зоны, откуда слышались крики, шум, хлопки «жаровен».

Россиянки и американки.jpg  

Россиянки и американки – интернациональная команда перед последним рывком в Зону

Плутая так довольно долго, мы наконец вышли к месту разыгравшейся битвы. Двое снорков мотались на поляне, светя то красным, то белым, то синим светом налобных фонарей, огрызаясь взмахами когтей и стремительными рывками на попытки детей напасть на них. Световую игру придумал Ордовский-Танаевский. Он сидел в инструкторской и крутил в руках налобник Petzl для военных, позволявший переключаться между белым, синим  и красным светами с различным уровнем яркости, когда заметил, что у Ильи Федотова такой же.

  - Слушай, Илья, что придумал! Одолжи мне свой фонарик, я же сегодня снорком пойду. Одену их оба на голову, лампами в стороноу и будут в стемноте светиться два красных или синих глаза непонятного сущетсва. Вот дети напугаются.

У этого решения были последствия. Очень смешные. После взрыва Зоны, в инструкторскую постучался Женя из команды Японии и спросил, что неспроста ведь у снорка глаза разным светом светились, это ведь что-то значит. Оба Ильи повернулись к нему и недолго думая, утвердительнок ивая, сказали, что да, конечно, это значит! Ты что, не заметил, когда снорк глядит белыми глазами, то не нападает; загорелись синим – бойся, он начинает злиться, а красным загорелись – беги, улепётывай со всех ног, не то будешь разорван в клочья разярившимся порождением Зоны. Женя, с горящими глазами, убежал рассказывать ребятам о новом изученном им свойстве снорков, оставив инструкторов покатываться со смеху от своей импровизиролванной шутки. Так рождаются дополнения к правилам игры.

Вернёмся в лес. Сталкеры сбились в кучу, не зная что делать, команды развалились, основное задание забыто. Паника и галвное сейчас, как уничтожить этих снорков. А надо ведь углубляться в Зону, устанавливать взрывчатку в нужном месте, ноги в руки и скорее от сюда. Человек 10 уж были мертвы – кто-то угодил в «жаровню» или другую аномалию, кого-то зацарапали снорки – и шатались между живыми сталкерами и снорками, создавая ненужный фон и мешая процессу игры. Илья поручил мне собрать их всех вместе и постепенно вывести за пределы Зоны. Помните Харона, перевозчика душ мёртвых через реку Стикс в Аид, подземное царство мёртвых? Совершенно неожиданно я стал для детей этаким сталкерским Хароном, пастухом мёртвых сталкерских душ, их проводником из Зоны в Большой Мир. Они сами так решили, а мне осталось лишь подхватить идею, чтобы ещё больше укрепить свой авторитет и взять командование на себя. Они воспевали меня, вышагивая колонной за моей спиной, пока мы шли между раскидистых елей к жёлто-чёрной полосе.

 В доме мы вели по рации переговоры с оставшимися в лесу. Вскоре стало ясно, что снорков одолели, взрывчатка установлена и с минуты на минуту ожидается взрыв. Все высыпали на улицу, смотреть, как за ёлками невдалеке гремит салют в тёмном звёздном небе. Настали долгожданные минуты. На втором этаже темно, трещат поленья в камине. Ребята высказываются, делятся своими впечатлениями от игры. Даже Егор Бойко, по прозвищу Молчун, произносит речь. Наступает очередь инструкторов. Вручали майки. А потом все разошлись. Последний сон в домике на берегу реки Шуя. Угли в камине совсем чёрные и холодные.

 До последнего не говорил ребятам, что еду в Москву не с ними. До отправления их поезда оставалось меньше часа. Момент настал: «Сталкеры, можно минуточку вашего внимания! Нам с вами надо прощаться, ведь вы в Москву поедете без меня.» Минутное замешательство, они не поняли сначала. А потом бросились обнимать меня, все вместе, гурьбой, потом по отдельности. Они говорили мне прощальные и напутственные слова, желали увидеться со мной снова на Сталкере, спрашивали, работаю ли я  на других программах. Я обещал Стёпе, что тоже отращу длинные волосы и через год мы ещё поглядим, у кого они длиннее. Хлопнув по плечу Ваню Звонкова, сталкера Тостера, сказал ему, что со своими длиннющими волосами он похож на Дэниела Дэй-Льюиса в роли Натаниэля Бампо в фильме «Последний из Могикан». Береги свой скальп!

Тостер.JPG

Тостер слева, Дэниел Дэй Льюис справа

Было 12 января. Я лежал у себя в комнате и читал «Ра» Тура Хейердала. Прочитаны последние строчки. Захлопываю книгу, кладу её на полку и подхожу к карте, висящей на стене напротив. Веду пальцем от побережья Перу через синеву Тихого океана к Маркизским островам, это путь бальсового плота Кон-Тики, под управлением бесстрашного учёного-исследователя и искателя приключений Тура Хейердала и его пяти верных друзей, доставившего их к берегам Полинезии. А вот линия из Марокко до острова Барбадос через Атлантику – так плыла папирусная ладья «Ра», построенная по древнеегипетским фрескам. Снова Тур Хейердал на высоте, теория возможности трансатлантических путешествий в Древнем Мире получила практическое подтверждение. Я провёл ладонью до западных границ России. Палец отыскал точку под названием Волгоград и провёл невидимую линию до Онежского озера, в северо-западной части которого стоит Петрозаводск. У меня тоже было приключение с практическими занятиями по постижению науки работы с детьми, работы, дарящей невероятное, фантастически-сказочное путешествие им, а тебе – возможность вернуться на короткий миг в мир детства. Уже не первое, но и далеко не последнее путешествие в моей жизни.